Печать

 

Словарь диджея и музыкальные термины

Привет. Этот список - своего рода словарь диджея. Здесь отражены основные понятия, которые встречаются каждому диджею, которые занимается своим делом.

 

Resident

Резидентом называется человек (в данном случае диджей), который выступает в каком-либо заведении постоянно в рамках одной или нескольких программ.

 

Set

Сет – это выступление диджея, при котором он сводит определенное количество треков в одну дорожку (mix). Под сетом подразумевается только "живое" выступление диджея.

 

Set-list

Сет-лист – это список треков, которые диджей проигрывает за свое выступление.

 

Монитор

Монитор (от англ. monitor - контролировать, проверять). Монитором называется активная (или пассивная) акустическая колонка, подключенная к микшерному пульту диджея, . Проигрываемая музыка с танц-пола доходит до диджея с некоторым сдвигом во времени, поэтому монитор помогает ему более четко понять, что происходит со звуком на танц-поле во время сведения треков Таким образом, диджей контролирует свое сведение, и при появлении перебитовки принимает меры к ее устранению.

 

Promo

Промоушн (англ. promotion - продвижение). Промоушеном называется диск, выпущенный с целью рекламы перед выпуском предстоящего альбома. Как правило, это альбом, который не записывался на звукозаписывающей студии. Promo-диски не предназначены для продажи в магазинах и купить их можно только с рук автора.

 

ReEdit

Re-edit получается путем простой перестановки местами некоторых частей оригинального трека. Не путать с ремиксом, в котором так или иначе идет изменение звучания, или добавления других звуков в трек.

 

White Label

White Lable - это пластинки (или диски), авторы которых раздают их известным диджеям, что бы те включали эти треки в свои сеты. White Lable является одним из видов промоушена.

 

Cover version

Кавер-версия (англ. cover version – заменять, перепевать) - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или музыкального коллектива. Кавер-версия может полностью имитировать оригинальную композицию, или кардинально отличаться от нее.

 

Tribute

Трибьют-альбом (с англ. tribute - дань, коллективный дар) – музыкальный альбом, состоящий только из кавер-версий. Такой альбом выпускают в знак уважения к творчеству  какого-либо композитора. Обычно, альбом состоит из ремиксов разных музыкантов на произведения этого композитора.

 

LP

LP (с англ. long playing – долгоиграющий) - виниловая пластинка, разработанная для воспроизведения на скорости 33.3 RPM (оборотов в минуту). Используется при выпуске альбомов на 12-дюймовом виниле. Такая пластинка содержит не менее 8 треков.

 

SP

SP или сингл (с англ. single play - одиночный). На такого рода пластинке размещается только одна музыкальная композиция. В настоящее время существуют DVD синглы, главным отличием которых является наличие видеоклипа и улучшенное качество звучания.

 

EP

EP или мини альбом (с англ. extended play  – расширенный, или миньон) - виниловая пластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. В настоящее время мини-альбомы также выходят на компакт-дисках.

 

Mix

Микс (с англ. mix - смешивать) – не определенное количество композиций, которые сведены диджеем в один трек.

 

Remix

Ремикс - версия музыкального произведения, созданная путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на нее различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п. Также любое новое сведение записанных дорожек, в результате чего получается продукт, отличный от выпущенного оригинала, т.е. remix.

 

Bootleg

Бутлегами называются композиции, в которых используются семплы из популярных треков без соответствующих на это прав. В основном бутлеги делаются в виде ремиксов или мегамиксов на музыкальную композицию. Не путать бутлег с пиратскими копиями - несанкционированных копий легально выпущенной продукции.

 

Mash Up

Мэшап (с англ. - смешивать) - не оригинальное музыкальное произведение, состоящее из двух (редко нескольких) исходных треков, записанное на студии путем наложения вокальной партии одного исходного произведения (акапелла) на музыку другого. Встречаются также варианты, когда смешиваются только инструментальные части, в случаях, когда акапеллы нет. Mash Up популярны в электронной музыке.

 

Acapella

Acapella (итальянск. acapello - без сопровождения) - вокал или живое вокальное исполнение без музыкальной подложки и любого иного сопровождения. Простыми словами - это только голос человека.
Пример: Kosheen-Catch (Acapella)

 

Bpm

Beat Per Minute (удары в минуту) - музыкальный термин, определяющий скорость композиции в целом. Bpm задаёт длительность звучания целой ноты. Другими словами, bpm - это скорость трека.

Примеры различных скоростей композиций:

1. LTN – One Night In Ibiza (Myon and Shane 54 remix) (128 bpm)

2. Moby - Thousand (1000 bpm)

 


 

Сокращения "pres", "feat”, "extended", "dub", "vs"

"Pres" (present – от англ. представлять) - употребляется, когда известный коллектив или исполнитель занимаются продвижением малоизвестных ребят от своего известного имени (Above and Beyond pres. OceanLab; MIKE pres. Caromax, Sean Tyas pres. Logistic, Ferry Corsten pres Eon и т.д.).

"Feat" (featuring – от англ. фигурировать) - употребляется, когда один коллектив или исполнитель принимает участие в записи композиции, синглов или целого альбома другого на протяжении всего времени. Например: Susana feat Tenishia; Andy Moor feat Carrie Skipper, Armin Van Buuren feat Van Velzen, и т.д.

Бывает, что исполнитель принимает участие в записях постоянно на протяжении всей жизни другого проекта: Benassi Bros. feat Dhany, например. Когда список принимающих участие в записи вырастает, то  их либо перечисляют через запятую (например: Axwell, Sebastian Ingrosso & Steve Angello) или пишут “feat ”, а через участника добавляют запятую: Taito Tikaro feat J. Louis, Ferran, Rebeka Brown.

Иногда вместо запятых ставят “with”: Markus Schulz feat Departure with Gabriel & Dresden. В основном "участие" - это исполнение вокальных партий. Реже - музыкант. Важно помнить, что “feat” никогда не заменяется амперсандом - &.

Амперсанд & (and per se and - “союз и как таковой”, или просто “и”). Ставится в случае творческих союзов, дуэтов. Причём, необязательно, чтобы это были настоящие фамилии, это могут быть и псевдонимы, например: Blank & Jones; Andrelli & Blue; Leama & Moor, Simon & Shaker; Arno Cost & Norman Doray и т.д. Иногда амперсанды заменяются знаком «плюс» - так сделали переименовавшиеся Blank+Jones.

Определённый артикль The в приставке к названием групп (The Beatles, The Rolling Stones, The Prodigy и т. д.) может либо ставиться, либо опускаться.

Сокращение "vs" (versus - "против") - используется в мэш-апах (mash up) или бутлегах (bootleg), когда одна известная композиция смешивается с акапеллой (чистым вокалом без музыки), не менее известной (или наоборот). Реже смешиваются полностью инструментальные композиции. В этих случаях, когда права обоих треков равны, и ставится "vs", например: Abstract Vision vs Elite Electronic – Everest (Dereck Recay remix) или Tiesto vs DIPLO - C'Mon, Markus Schulz vs Chakra - I Am или Andy Moor vs Orkidea – Year Zero (Andy Moor's First Light mix).

Иногда, “vs” ставится при битве двух исполнителей (чаще ди-джеев), и так озаглавливается либо альбом, либо трек, например: Грув vs Цветкоff. Такжеspan style=/spanspan style=, распространён случай, когда оба ди-джея делают друг на друга дружеские ремиксы разных композиций или одного трека, например: Woody van Eyden vs Alex M.O.R.P.H., но это уже относится к ремиксам, о которых ниже. Важно понимать, чем в данном случае бутлег отличается от ремикса, а отличается он отсутствием покупки авторских прав на обработку трека. По сути, это черновой вариант ремикса. Когда дано разрешение правообладателей исходного материала, бутлег переходит в стадию ремикса и выходит официально на сингле или альбома исполнителя, на которого сделали обработку.

Если, допустим, издаётся альбом группы с бутлегами от разных исполнителей, то, чтобы десять раз не втавлять, пишут имя исполнителей, делающих обработку, а затем добавляют слово bootleg; например, если альбом с бутлегами на Боба Марли будет выглядеть так:

1. Sun is shining (Funkstar De Luxe bootleg)

2. Sun is shining (ATB bootleg)

3. Jamin’ (Armin van Buuren bootleg) и т. д.

 

Разница между миксами и ремиксами

Ремикс от микса отличается тем, что обработку делает посторонний человек. Последний представляет свою версию, отличную от автора композиции. Иногда исполнитель может сделать несколько версий своего трека, и все они будут с постфиксом mix, например: A&T mix, New world mix, Club mix, Airplay mix, Sfaction mix и т.д. Отличительной чертой ремикса является наличие автора в скобках, например: Carl B remix, Dedmau5 remix и т.д. Иногда слово “remix” сокращают до “rmx”. Очень часто, помимо автора ремикса добавляется и комментарий, характеризующий обработку, например: Ljungqvist always lives remix; Tiesto classic club remix, и т.д. Особо путает людей - это одинаковость написания комментариев к версиям, им лень написать remix вместо mix там, где надо.

 

Версии выпуска

В издании сингла бывают радио или видео версии (radio edit, radio version, radio/video edit), которые уходят в ротацию на станции, расширенные версии (extended mix), клубные версии (club mix), инструментальные версии (instrumental mix) и акапеллы (acappella).

Радио версии получили название “radio edit”, и бывают случаи, когда слово “radio” просто опускается и остаётся просто “edit”. Это неприемлемо, так как сбивает с толку, особенно в комментариях к ремиксам, например: запись “Markus Schulz Edit” может либо навести мысли о радио версии, либо о ремиксе. Чтобы избежать двусмысленности и непоняток, следует проверить первое: обычно длина радио версий редко добирается до 4 или 5 минут. Во-вторых, если в треклисте сингла нет “Markus Schulz extended remix”, то названное «эдитом» как раз расширенная версия и есть - шансы встретить в альбоме радио версию ремикса без расширенной гораздо малы, чем встречается наоборот.

Расширенные версии “extended” (с англ. - расширенный) обычно обладают длительностью от 5 до 8—9 минут (иногда бывает даже больше). Очень часто к слову “extended” добавляют “original” - это подчёркивает первостепенность, а также вносит ясность в тех случаях, когда на сингле несколько расширенных версий (миксов или ремиксов) одной и той же композиции, например: на сингле может быть “Original extended vocal mix”, а также “Original extended club mix” + “Original extended instrumental mix”. Ремиксёры тоже могут добавлять “original” в комментарии к своим трекам: “Robbie Rivera extended juicy Ibiza remix” + “Robbie Rivera juicy Miami remix”.

Комментарий "original mix" - это та же самая расширенная версия. В сборниках и компиляциях её добавляют, дабы устранить причастность к какой-нибудь обработке, например: Proff – Tell (Original mix), Gareth Emery - Global (Original mix) и т.д.

Instrumental version. Инструментальные версии бывают как расширенные (extended instrumental), клубные (instrumental club)? так и для радиостанций (instrumental radio edit). В случае с радиоверсиями, слово “instrumental” пишется перед пометкой “radio edit”, чтобы сохранить логичность прочтения цепи. Отличие инструментальных версий от всех остальных - отсутствие голосовых партий и вокальных семплов.

Vocal. Иногда в списке композиций можно встретить пометку “vocal”, например: Lentos Vocal remix. Это можно объяснить, что записывается версия с насыщенным вокалом (она же иногда бывает “extended” или “original”, а ей в антипод – “instrumental”). Но, бывают случаи, когда присутствует вокальная версия композиции, потом оригинальная с меньшим количеством голоса, а следом уже инструментальная.

Пометка “dub”. По звучанию dub характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глtext-align: center;spanquot;, style=убокого эха на присspan style=утствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. В случае микса ставится как “Dub mix”, в случае с ремиксом - имя обработчиfont-family: strongquot;;ка + пометка “dub”, например: Aurosonic dub.

 

Прописные и строчные буквы

В английском языке распространено одно правило - это писать заголовки композиций "Каждый Раз Начинающиеся с Большой Буквы" (кроме предлогов и артиклей, но и это часто нарушают). Этот приём работает в английских газетах, но он не корректно смотрится в русском языке (им пользуются необразованные компании, работающие с западными брендами по их руководствам фирменного стиля, где не прописаны правила употребления в русском языке). Правила первой буквы верхнего регистра не работает на русскую аудиторию и ужасно смотрится на особо длинных названиях: “Love Is Gonna Save Us”, “Why You Don’t Want To Dance With Me?”, и т. д. Оптически - это пытка для глаза, который спотыкается о слова, постоянно начинающиеся с прописной буквы, создаётся шум, рябь в глазах, как с постоянными прописными. Особенно чудовищно это смотрится с русскими названиями: «Почему Ты Не Хочешь Танцевать Со Мной В Этот Прекрасный Летний Вечер?». Совет: используйте первую букву верхнего регистра в начале названия и, конечно, в именах собственных, например: “I wanna touch your soul”, “Lovin’ you and drums of New York” и т.д.

Названия стилей и направлений могут писаться как со строчной, так и с первой прописной буквы (electro/Electro). Но, когда идёт чередование стилей, следует начинать каждое направление, жанр или стиль с прописной: Trance, House, Chillout. Если же идёт смешение стилей, то также следует начинать каждое направление, жанр или стиль с прописной: Progressive House, Ambient Dub, Uplifting Trance, Pop Rock и т.д.

 

Термины, используемые в интернет-рипах

CD - Говорит о том что музыка была рипнута с оригинального диска.

CDS - CD Single - обычно включает в себя 2-3 трека (ремиксы) и может зависеть от страны.

CDM - CD Maxi - используется для указания релизов, которые включают в себя больше треков или общего времени проигрывания. Обычно +3 трека, включая ремиксы.

VINYL – треки, которые были рипнуты с винила.

VLS - VinyL Single - тоже самое, что и CDS, но винил.

DVD/DVDA - высокое качество, музыка рипнутая с DVD.

PROMO - рекламные CD или Vinyl'ы, которые отсылаются на различные радио-станции и журналы.

WEB - релиз рипнут или взят из какого-либо интернет источника (музыкальные интернет магазины).

EP (Extended Play – с англ. продолжительное воспроизведение) - эти релизы включают в себя 4-5 различных треков, но все же их слишком мало, чтобы называться релиз-альбомом.

SP/AUS/US/UK/SE/DK/RU etc. - это обозначения стран, которые иногда используются, если релиз от одной страны отличается от релиза другой страны (например, добавлены дополнительные ремиксы).

STORY001 - это обозначение номера каталога винила на каком либо лейбле.

RETAIL (с англ. - розничная продажа) - обозначает, что это розничная версия релиза.

 

Пример: Dash_Berlin_Feat_Emma_Hewitt-Waiting_(The_Remixes)-(AROPA004)-WEB-2009-LOSSLESS-3LT

  • Dash_Berlin_Feat_Emma_Hewitt - артист
  • Waiting_(The_Remixes) – название трека или треков
  • (AROPA004) - номер каталога
  • WEB - релиз  взят из музыкального магазина или какого-либо другого интернет - источника.
  • 2009 - год релиза
  • LOSSLESS - качество звучания аудио файлов

  • 3LT - команда рипщиков

span style=span style=